Перестаем играть со шрифтами. Советы для дизайнеров и заказчиков

- 18 октября 2017 года

Работая в сфере веб-дизайна, полиграфии и вообще любой другой оформительской практике, частенько приходится сталкиваться с таким понятием, как «игра со шрифтами». При том, как ни странно, это затрагивает не только дизайнера, но и заказчика, ведь именно заказчик принимает конечное решение об утверждении графической концепции, которую ему предоставляет дизайнер.

К сожалению, далеко не всегда «игра со шрифтами» является именно работой с выбором гарнитуры и подбором шрифтовых пар, и в рабочей среде дизайнеров и заказчиков к этой фразе давно прилип стереотип бессмысленной работы, которую просят сделать для того, чтобы отбить затраченные на работу дизайнера ресурсы.

Сама по себе работа со шрифтами конечно же полезная.

Особенно она полезна, когда к делу подходят вдумчиво, а не для галочки. Еще более полезной работа со шрифтами становится когда в ней начинает принимать участие не только дизайнер, но и заказчик, и вот тут уже встает вопрос о подкованности в знаниях шрифтов с обоих сторон.

Что нужно понимать и дизайнеру, и заказчику

Естественно, любой дизайнер, должен знать хотя бы азы типографики и понимать, что использование шрифта зависит от многих факторов. В идеале, хотелось бы, чтобы и заказчики были ознакомлены с базисом типографского дела, но как правило такое встречается редко. Итак, рассмотрим на что следует обратить внимание:

  1. Любой шрифт нужно воспринимать учитывая контекст, в котором будет находится конечный продукт дизайна. Не стоит использовать славянскую вязь для вывески восточного кафе — это будет вызывать диссонанс у людей, увидевших вывеску и будет вводить в заблуждение.
  2. Следует учитывать что разные гарнитуры создавались под разные цели, к примеру Comic Sans вдохновлялся надписями из комиксов и использовался для фраз виртуального помощника в OS Windows, поэтому данный шрифт вряд ли подойдет расшифровки логотипа юридической фирмы.
  3. Важно понимать, что шрифт — это результат труда одного или нескольких человек, который потратили на него свои силы. Использовать шрифты без разрешения компании владельца — незаконно и некорректно. Для работы со шрифтами следует пользоваться сервисами, предоставляющие бесплатные шрифты, например Google Fonts, или же поискать на крупнейшем ресурсе по продаже шрифтов MyFonts — там можно наткнуться на акции или распродажи. Важно также обращать внимание на лицензию — если шрифт не разрешен для использования в коммерческих целях — использовать его нельзя.
  4. Необходимо обращать внимание на предмет использования самого шрифта, в длинных текстах лучше воспринимаются шрифты с засечками (антиква), для коротких текстов лучше использовать шрифты без засечек (гротеск).
  5. Иногда случается так, что дело обстоит не только в самом шрифте, но и в его использовании — существует множество нюансов, которые в конечном результате также влияют на восприятие надписи или текста человеком — начертание шрифта (к примеру, жирный или курсив), расстояние между строками (интерлиньяж), расстояние между буквами (трекинг и кернинг), отступы и поля, правильное использование типографских символов (например, длинные тире и кавычки «елочки»), цвет, композиция, визуальная иерархия, наличие других графических элементов.

Естественно, если с вышеперечисленными аспектами будет знаком не только дизайнер, но и заказчик, это будет большим плюсом в получении качественного конечного продукта. Зачастую случается так, что дизайнер с заказчиком вообще не могут достигнуть контакта в проекте, так как одна или сразу обе стороны, участвующие в проекте, оказываются слабо подкованы в вопросе подбора шрифтов. Вот в таких случаях и начинается «игра со шрифтами», в которой каждая сторона пытается побыстрее отделаться от второй.

Дабы не создавать бессмысленную работу, следует сразу запланировать 2 действия, которые существенно ускорят работу:

  1. Определить, какой шрифт хочет увидеть заказчик — следует потратить лишние полчаса на обсуждение, выяснить, что заказчику нравится, например показав ему подборку референсов из уже ранее выполненных работ с разными примерами использования шрифтов, или же составить подборку перед встречей, отобрав материалы в интернете.
  2. Подобрать шрифты, руководствуясь выбором заказчика, и показать как будет выглядеть элемент дизайна на живом примере. В случае веб-дизайна это может быть страница со статьей, в случае разработки дизайна полиграфии — визитка или корпоративный бланк документа. В интернете представлено достаточно бесплатных материалов для предоставления элемента дизайна в контексте — это и бесплатные шаблоны на носителях (например монитор в кабинете, в который можно подставить страницу сайта, или шаблоны визиток, которые опять же представлены в «живой» композиции — в руке, на столе среди прочих предметов, в комплекте носителей корпоративного стиля).

Как правило, после представления подобранного шрифта в «живой» композиции заказчик уже принимает решение о выборе шрифта, либо может попросить предоставить еще вариантов, так как ни один из предоставленных ему не понравился. К сожалению, не всегда удается максимально точно попасть выбранными шрифтами для заказчика, но если подходить к вопросу конструктивно, анализируя обратную связь и отбрасывая не подошедшие варианты, этот рабочий момент не затронет много времени.

Самое главное — взаимопонимание и умение вовремя остановиться

Для дизайнера важно понимать, что итерации неизбежны — это стандартная работа по поиску решения задачи.

Заказчику важно осознавать, что добиться идеала далеко не всегда возможно в поставленные сроки и бюджеты, и нужно уметь остановиться в поиске «своего» шрифта и донесении идеи своей компании. Иногда излишняя избирательность и поиск идеального решения становится причиной затягивания проекта.

Понравилось? Поделитесь статьей в социальных сетях:

На нашем сайте используются файлы cookies, которые делают его более удобным для каждого пользователя. Посещая страницы сайта, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфиденциальности. Подробнее ознакомиться с политикой и тем, для чего именно необходимы файлы cookies, можете узнать здесь

Walnut Team
Начать проект